Новости
20 января 2023

В минувшем году Центр защиты леса Бурятии провел 4000 ДНК-анализов лесных ресурсов Байкальской природной территории

1345

В 2022 году сотрудники филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Республики Бурятия», в рамках федерального проекта "Сохранение озера Байкал", провели 4 тысячи генетических анализов образцов лесных ресурсов Байкальской природной территории. Молекулярно-генетическими методами диагностики были выявлены около сотни микроорганизмов, в том числе патогенных для лесов.

Впервые в Бурятии была осуществлена молекулярно-генетическая диагностика посадочного материала. На более четырехстах образцах сеянцев сосны обыкновенной, отобранных в семи питомниках республики, сотрудники филиала Рослесозащиты провели молекулярно-фитопатологическую экспертизу. В ее результате было выявлено 16 видов грибов, из которых 10 видов являются патогенными и могут приводить к гибели или существенному ослаблению жизнеспособности сеянцев.

Фитопатологическое обследование лесных насаждений, произрастающих на Байкальской природной территории, было проведено на образцах лесных ресурсов доставленных из 13 лесничеств Бурятии, 3 лесничеств Иркутской области и 4 – Забайкальского края. Был выявлен 81 вид грибов, среди которых 60 видов фитопатогенов и 21 вид грибов, не имеющих морфологического описания.

При изучении результатов генетических анализов сотрудники филиала Рослесозащиты обнаружили, что среди инфекционных заболеваний насаждений, встречающихся на Байкальской природной территории, есть такие как: разные типы шютте, ржавчина и пузырчатая ржавчина хвои, рак ветвей, сосновый вертун, различные виды пятнистостей и усыхания побегов и ряд других заболеваний.

На бактериальные болезни было обследовано 213 образцов древесины. Идентифицировано 8 видов и один видовой комплекс фитопагенных бактерий, возбудителей бактериальной водянки, бактериального рака, ожога и мягкой гнили.

«Признаков массовых болезней лесов не обнаружено, - отмечает начальник отдела мониторинга состояния лесных генетических ресурсов филиала ФБУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Республики Бурятия» Александр Воинков. - В нынешнем году, с началом вегетационного периода, мы готовы приступить к дальнейшей молекулярно-генетической диагностике образцов лесных ресурсов Байкальской природной территории».

Полученная в ходе генетических исследований информация даст новые сведения о распространении болезней леса и их возбудителях на Байкальской природной территории.